Хабаровский центр налогового и бухгалтерского консультирования

налоговая оговорка

Налоговая оговорка как способ проявления должной осмотрительности

Продолжаем тему валютной оговорки и других методов проявления должной осмотрительности при выборе контрагента. Сегодня мы затронем практическую сторону вопроса.

Статья 406.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации. «Возмещение потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств».

Эта статья применима только к сторонам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, которая, согласно статьи 2 Гражданского Кодекса России «Отношения, регулируемые гражданским законодательством», осуществляется сторонами исключительно на свой страх и риск.

Статья 406.1 разрешает сторонам предусмотреть обязанности возмещения имущественных потерь, вызванных действием или бездействием другой стороны, а также указать порядок, по которому будет определены данные потери, и размеры возможного возмещения убытков.

Размер возмещения запрещено уменьшать, так что, второй стороне есть смысл задуматься о корректной уплате налогов. Кроме того, даже в случае признания договора недействительным или незаключенным, потери всё равно должны быть возмещены. Это показывает имеющаяся судебная практика.

Что можно прописать в договоре для возмещения потерь?

Соглашение основано на статье 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если причиной понесенных Покупателем имущественных потерь являются недобросовестные действия Поставщика, последний обязан их возместить. При этом, в понятие «имущественные потери» входят как доначисленные НДС или налог на прибыль, так и штрафы и пени, которые начислены на указанные выше налоги, если это произошло по решению суда и/или налогового органа.

Возмещение понесенных Покупателем имущественных потерь производится, если имеются недобросовестные действия Поставщика, например:

  • если в результате исполнения договора Поставщик получил необоснованную налоговую выгоду;
  • если Поставщик допустил неправомерный учет расходов (покупка товаров, услуг и/или работ по договору);
  •  если Поставщик неправомерно применил налоговый вычет в отношении НДС;
  • если Поставщик нарушил налоговые обязанности, связанные с отражением как «доход» суммы, которая была получена от Покупателя;
  • если Поставщик нарушил обязательства по уплате НДС;
  • если Поставщиком были привлечены контрагенты, которые имеют недостоверные сведения в ЕГРЮЛ (точнее — записи о недостоверности) или признаки недобросовестности, для исполнения договора с Покупателем;
  • если Поставщик неправильно и/или несвоевременно оформил счета-фактуры, товарные накладные, сопроводительные документы;
  • если налоговой инспекцией было установлено недобросовестное поведение, в т.ч. которое было подтверждено судебным решением.

Все требования, связанные с доначислением налогов и/или других обязательных платежей, должны подтверждаться документально и предъявляться Поставщику в письменном виде. Так Покупатель должен приложить копии всех решений, вынесенных налоговой по данному вопросу и копию судебного решения по оспариванию решения налоговой. Как результат, если есть прямая причинно-следственная связь между действие или бездействием Второй стороны и доначислением каких-либо обязательных платежей, в том числе, налогов, Первой стороне, Вторая сторона обязана возместить эти потери.

При этом, Покупатель сам оспаривает любые доначисления, однако, Поставщик обязан предоставить по требованию Покупателя, необходимые документы, касающиеся данной сделки. Кроме того, Поставщик в течение 5 рабочих дней (считая от даты получения требования) должен ответить на требования означенных выше документов, как со стороны Покупателя, так и со стороны налоговых органов.

Независимо то того, будет ли договор признан недействительным или незаключенным, потери должны быть возмещены Поставщиком в течение 30 дней (считаются с момента получения документального подтверждения потерь).

В следующей статье мы затронем вопрос заверения об обстоятельствах.

Продолжение следует…

Успехов!

Кстати, если вы хотите зарегистрировать или, наоборот, закрыть ООО или ИП, наши специалисты рады помочь вам!

Звоните: +7 (4212) 66-07-07,

пишите: khabarcentr@gmail.com,

приходите: г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, дом 65, офис 200. (посмотреть маршрут на Яндекс картах — blog.khabarcentr.ru/kak-nas-najti)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поиск